Особенности культуры
Село Любостань, как и многие другие сёла, не богата архитектурными памятниками, за исключением церкви. Церковь построена в начале XX века. Предположительно, оформление её относится к «Русскому стилю», который применялся при строительстве храмов в этот период. Это прослеживается в использовании башенок, бочкообразных столбиков, в выделении кирпичных наличников. По сведениям сторожил, в первые годы существования церкви, её украшали тремя куполообразные башенки с колокольней, так, как церковь – трёх престольная, праздновались три праздника: «21 ноября Михайлов день», «12 июля Петров день», и «Никола». В настоящее время церковь с одним центральным куполом.
На селе было принято отмечать различные праздники, Зимние святки или, как их ещё называют – «святые вечера», Были очень популярны среди молодёжи. Гадание с петухом о судьбе, о выборе суженого, песни, колядки, массовые гуляния – всё это сопровождало святки. Святочные гуляния – время сговаривания. До самой масленицы гремели весёлые свадьбы. За Святками шла масленица. Она отмечалась на восьмой недели до Пасхи. Население устраивала общие вечеринки, песни, хороводы с обязательным сжиганием чучела. Молодожёны ходили в гости к родителям, к родственникам, которые гуляли на свадьбе «на блины».
Интересным было празднование прихода весны. Красивым, эффективным было начало праздника. Крик петуха, восход солнца, хоровод девушек-всё это возвещало о приходе весеннего утра в село. Первым весенним праздником была встреча весны — «кликанье весны», отличали этот праздник на Сороки, 22 марта. В этот день пекли жаворонков, прятали на берёзах, пели песни – веснянки, а в этих песнях и заключается обряд «заклинания весны». Сороки сопровождались массовыми гуляньями не только на улицах, люди собирались и в домах, чтобы отметить встречу весны. Русские народные песни, танцы, загадки и гадания – всё было в этот день на посиделках. На Пасху пекли куличи, красили яйца, дети, которых крестили в церкви (крестники) получали подарки от своих «крёстных» родителей.
Праздник села – Петров день. В ночь с 11 на 12 июля собиралась молодёжь встречать солнце, водили хороводы, плясали, звучали песни, шутки, смех. Была такая примета: кто первый увидит восход солнца, тот скоро выйдет замуж или женится. Проходили на селе три праздничных дня, а в поле уже поспевает рожь, ячмень и пшеница. Мужчины готовились к покосу – отбивали и точили косы. А у женщин начинался праздник жатвы. Женщины и девушки с серпами выходили в поле на «зажинки» и отпевали первый сноп. Михайлов день – осенний праздник села. Раним утром 21 ноября все отправлялись в церковь, чтобы поблагодарить Святого Михаила за хороший урожай, за сохранение животных и птиц на подворье. После церковной службы возвращались домой, чтобы встретить гостей из других сёл. А вечером от мало до велика шли водить хороводы, петь песни, плясать.
После 35 летнего периода в Любостани вновь заработала церковь. Из-за того, что храм находится в аварийном состоянии служба ведётся в помещении бывшего детского садика. Желающих посещать церковную службу много. Жители села отзываются на просьбу священников об оказании материальной помощи для восстановления храма.
Центр духовной жизни сосредоточен в местной школе и сельском клубе. Школа имеет базу для получения среднего образования и воспитания юных жителей. В музее, который находится в школе, собран материал по истории села, этнографии, истории школы, событиях Великой Отечественной войне, о земляках – афганцах. Всё это помогает устанавливать тесный контакт с местным населением с целью получения знаний и расширения кругозора. Сельский клуб привлекает население для организации досуга. Работники учреждения проводят различные мероприятия к праздничным дням. В этом же здании находится и сельская библиотека.
Рядом с Д.К. установлена стела погибшим воинам – односельчанам, где проходят митинги, выступления — 9 мая, 23 февраля. Учащиеся возлагают венки и на могилу Лесовому В.К.- лётчику, погибшему во время Великой Отечественной Войны. Его останки были перезахоронены на местном кладбище и установлен «памятник».