В Небе над Любостанью
Опубликовано · Обновлено
В Небе над Любостанью
В ноябре 1941 года над селом Любостань упал возвращающийся с боевого задания самолет. В нем был погибший летчик Владимир Карпович Лесовой. Все остальное долгое время оставалось в глубокой тайне. Лишь после войны следопытам Любостанской средней школы удалось разыскать еще одного участника полета Якова Захаровича Ковалева, который живет сейчас в городе Оренбурге. Он и рассказал о подробностях того давнего боя. И только через сорок пять лет удалось установить место захоронения В. К. Лесового. Более подробные сведения о нем получены из Министерства обороны СССР. Стрелок-радист В. К. Лесовой уроженец села рубежное Волочанского района Харьковской области. В армию был призван Красногвардейским райвоенкоматом города Харькова. С боевого задания не вернулся в ноябре 1941 года. В Харькове, на площади Людвика Свободы; живет племянница Владимира Карповича, Любовь Николаевна Лесовая. Живы две его сестры и брат. В Любостанской школе оборудован уголок, где есть фотография воина и краткие сведения о нем. Но почти никто не знал о подвиге летчиков, куда и зачем они летали, как оказались на занятой врагом территории.
Шел пятый месяц Великой отёчественной войны; Нашему командованию стало известно, что на Западный фронт под Винницу, где впоследствии была ставка Гитлера, из Германии должен выехать генеральный штаб вермахта вместе с Гитлером. Поезд пройдет «через главный вокзал города Варшавы в 19 часов. Командование приняло решение направить три. Самолета-бомбардировщика с задачей нанести удар по составам с воздуха.
В 98-м авиаполку, которым командовал подполковник Иван Карпович Брывко, был подобран экипаж старшего лейтенанта И. О. Тихого, который не раз выполнял особые задания. В состав экипажа вошли также радист Я. 3, Ковалев, штурман И. О. Петелька и радист-стрелок В. К. Лесовой. Получив последние указания, и распрощавшись с товарищами, экипаж направился к самолету. В двенадцать часов дня 2 ноября 1941 года с Липецкого аэродрома самолет поднялся в воздух. Предстояло пролететь более двух тысяч километров над территорией, занятой врагом. Риск был огромный. В любую минуту могли напасть истребители противника или сбить зенитки. Когда летели через передний край, отчетливо видели разрывы мин и снарядов, танковые атаки. При подходе к главному вокзалу города Варшавы самолет был замечен противником, в сумерках вспыхнули прожекторы, заработала зенитная артиллерия, пулеметы. Облака разрывов, «казалось, заполнили все небо. Но самолет шел на цель, маневрируя, стараясь уйти от огня. На седьмой минуте полета самолет бросило в сторону, на время управление им было нарушено, появилось пламя, кабину заполнило дымом, экипаж мужественно боролся: удалось погасить огонь, вывести машину из-под обстрела. Выяснилось: самолет подбит зенитным снарядом. Радист-стрелок Владимир Карпович Лесовой убит. Но задача была выполнена.
Оставшись в живых члены экипажа И. О. Тихий, Я. 3. Ковалев, И. О. Петелько с неимоверными трудностями вели поврежденный самолет на восток, то и дело меняя маршрут. Им удалось долететь до села Любостань. До переднего края оставалось около 120 километров. Но приборы показывали, что вот-вот кончится бензин. Внизу территория занятая «противником. Решено покинуть самолет и пробираться через линию фронта пешком. Темной ночью Тихий, Ковалев, Петелько приземлились у окраины села Любостань. В два часа ночи они постучали в дом к Гнездиловым. Как родных, приняли воинов Иван Феоктистович и его жена Наталья Федоровна. Накормили, обогрели, дали все необходимое на дорогу. К сожалению И. Ф. Гнездилов погиб позднее на фронте, а Наталья Федоровна выехала в Краснодарский край.
На вторые сутки пути под вечер в районе Быково-Чемеривка, не доходя до шоссе дороги Курск Обоянь, летчики увидели колонну арестованных советских граждан. Конвоиров было семеро. Воспользовавшись внезапностью, атаковали, перебили конвой, арестованные разбежались. Зная, что будет погоня и поиск, войны спешили, минуя сёла и хутора. На десятый день нелегкого пути им удалось перейти линию фронта и доложить о выполнении боевого задания, о гибели радиста-стрелка В. К. Лесового. По-разному сложились их судьбы. Петелько погиб в 1942 году под Ливнами, Тихий — в 1943 году на Курской дуге. До конца войны сражался в авиации лишь Яков Захарович Ковалев