Никто не забыт, ничто не забыто: Шаповалов Владислав Мифодьевич
Опубликовано · Обновлено
Никто не забыт, ничто не забыто: Шаповалов Владислав Мифодьевич
В.М. Шаповалов родился 30 ноября 1925 года в селе Васильковка Екатеринославской губернии, сейчас это Днепропетровская область Украины, в семье сельского фельдшера. 17-летним подростком ушёл на фронт, служил бронебойщиком роты противотанковых ружей 828-го стрелкового полка 197-й Брянской дивизии. При форсировании реки Висла был тяжело ранен. Имеет боевые награды, награждён орденом Отечественной войны I степени. Медаль «За отвагу» получил за то что он в момент отражения контратаки в ночь на 3 августа 1944 года под ураганным артиллерийско минометным огнем противника доставил срочное боевое приказание и лично уничтожил 6 гитлеровцев . После войны окончил филологический факультет Днепропетровского университета и затем более 30 лет был на педагогической работе: Около тридцати лет посвятил педагогической деятельности: был учителем, завучем, директором Леоновской основной общеобразовательной школы в Курской области. Автор более тридцати книг, член Союза писателей СССР и России, лауреат трёх журнальных, а также двух Всероссийских премий.
Одним из первых в стране стал частным издателем (1991), приобрёл типографию, издал сотни книг разной тематики общим тиражом более двух миллионов экземпляров. С 1997 года — учредитель и главный редактор Белгородского общественно-политического, литературно-художественного и научного журнала «Звонница». Отмечен знаком Министерства культуры Российской Федерации «За достижения в культуре» (2000), а также удостоен высшей общественной награды Российской Федерации — памятной медалью-крестом с занесением в энциклопедию «Лучшие люди России» (2006). 30 ноября 2010 года отметил 85-летний юбилей, в этот день губернатор Белгородской области Евгений Савченко, вручил почетному ветерану Высший знак отличия — медаль «За заслуги перед Землей Белгородской» I степени.
На нашей земле он прожил 17 лет. Это были плодотворные годы как на литературной, так и на ниве просвещения. К литературной деятельности В.М.Шаповалов обратился, имея за спиной большой жизненный опыт. Книги писателя выходили в Киеве, Воронеже, Москве. Первая его публикация — повесть «Мишка» — появилась в киевском журнале «Пионерия» в 1963 году. Через четыре года в Киеве на украинском языке вышла первая книга писателя повесть «Старый букварь», которая затем была переиздана в Воронеже и Москве. Через несколько лет в Москве, в журнале «Пионер», была напечатана повесть В.М Шаповалова «Зачарованный бор», вышедшая затем отдельной книгой, которая отмечена премией журнала «Пионер» и Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. В 1982 году у автора выходит в Воронеже книга повестей и рассказов «Живите весело на свете», а в журнале «Север» — повесть «Старые великаны». В том же году в Москве выходит его поэма в прозе «Медяной звон», получившая диплом Госкомиздата РСФСР и премию журнала «Подъем», где также была опубликована. В 1989 году в журнале «Подъем» опубликован роман «Белые берега», над которым автор работал в Борках, Судже, Леоновке.
В книге рассказов «Дедушкины вечера» Владислав Мефодьевич сохранил эпизод из военной жизни своего друга — Петра Александровича Долженко и его жены Надежды Николаевны Долженко.Произведения В.М. Шаповалова глубоко лиричны и одновременно полны философского осмысления окружающего нас мира, сегодняшней жизни, её радостей и тревог.
Книга В.М.Шаповалова «По всей линии фронта» тематически не вписывается в привычную для нас форму изображения Великой Отечественной войны. Он сумел показать театр военных действий через образы… братьев наших меньших. Конечно, в нашей литературе рассказы о подвигах животных на войне нередки, но они сияют отдельными звёздочками, а здесь автор собрал за многие годы целый «Млечный путь» документальных событий и «положил» его на линию фронта от моря Баренцева до Чёрного моря. За эту работу в 2005 году он получил диплом лауреата всероссийской литературной премии «Прохоровское поле».
Владислав Мефодьевич — сверстник того поколения писателей 60-70-х годов прошлого столетия, которые вошли в русскую литературу под названием «деревенщики». Это такие имена представителей «деревенской прозы», как Ф.А.Абрамов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.И.Солженицын с рассказом «Матрёнин двор». Поначалу и у Шаповалова был большой соблазн пойти проторенным путём и где-то пристроиться к общему течению и тем самым облегчить свою творческую участь.Тем более что его связывали не только дружба, но и близкие отношения с таким замечательным стилистом «деревенской прозы», как Евгений Иванович Носов.
Не будем сейчас гадать, что бы из этого вышло. Можно лишь сказать, что В.М.Шаповалов уже тогда понял, что путь русской литературы, избранный «деревенской прозой», так развиваться дальше не может. В споре с Евгением Ивановичем он убедительно доказывал, что так писать о современной деревне уже нельзя, село изменилось, стало не таким зашарпанным и скулящим о своей никчёмности, как было раньше. Деревня приосанилась достатком, а некоторые её удальцы начали приобретать хватательные рефлексы наступающей рыночности, на что Евгений Иванович не возражал и приводил пример из жизни своего брата, живущего в глубинке: возвёл «фазенду», мебель полированную завёз, свинья зашла в открытую дверь, почесалась брюхом о зеркальное трюмо… Но, видно, резец мастера был уже заточен основательно и не мог сойти с шага устоявшейся резьбы.Шаповалов пошёл своим путём, встав как бы запрудой на потоке «деревенской прозы», и показал село совершенно в ином ракурсе, на что сразу обратили внимание в литературных кругах. В передаче «Круг чтения» по Первой программе Центрального телевидения СССР (1983 год) отмечалось: «…Читательский интерес должна вызвать повесть Шаповалова «Серые великаны», где деревенская тема поставлена и рассмотрена под очень интересным углом, на грани жизни колхоза и школы, их взаимоотношений, и решена эта тема в очень интересной стилевой манере. Авторской». Евгений Иванович сам отправил рукопись бандеролью в популярнейший тогда журнал «Север» главному редактору Д.Я.Гусарову:«Дорогой Дима! Посылаю тебе повесть Шаповалова «Серые великаны». Вещь очень любопытная, острая и во всех отношениях злободневная.И сам автор — человек интересный, фронтовик, нашенский. Рассчитываю, что повесть тебя порадует. Твой Евгений Носов. 3.03.82 г.».
Д.Я.Гусаров снял из плана редакции материалы и сразу поставил «Серых великанов», правда, в урезанном варианте по цензурным соображениям, а на секретариате Союза писателей РСФСР эта работа В.М.Шаповалова была признана лучшей прозаической публикацией года, о чём писала газета «Литературная Россия». Но тут же на повесть было наложено табу. Тогдашний начальник Главлита СССР Романов заявил, что произведение Шаповалова «очерняет советскую действительность». У Д.Я.Гусарова, инвалида Великой Отечественной войны, потерявшего на фронте ногу, были большие неприятности, журнал хотели закрыть, но, видимо, на верхах решили не привлекать внимания общественности, тем более автор совсем неизвестен, имя его не обкатано, и таким образом инцидент был погашен. Однако в какое бы издательство Шаповалов ни обращался на предмет издания романа отдельной книгой, везде получал отказ по несущественным причинам. Только с наступлением так называемой «гласности» книга вышла в Центрально-Чернозёмном издательстве и также в урезанном по цензурным соображениям варианте.А наш любезный автор ничего не «очернял», он просто ещё в 70-х годах прошлого столетия показал разложение той части «серой» партийно-советской номенклатуры, которая вела страну к известным перестройкам и реформам. Полностью роман «Серые великаны» вышел только в двухтысячном году.
Роман «Белые берега», написанный ещё в 60-х годах прошлого столетия, тоже вышел в конце 80-х. И опять же в урезанном журнальном варианте. Да ещё в 1990 году — на польском языке. Сейчас читаешь внутренние (закрытые) рецензии издательств, куда обращался В.М.Шаповалов, и диву даёшься зашоренности, зарежимленности и ограниченности оценок рукописи. В чём только ни обвиняли автора! А один из завзятых рецензентов, кандидат исторических наук, полковник в отставке В.Быстров заявил даже о «буржуазном» взгляде В.Шаповалова на историю.А дело в том, что В.М.Шаповалов никогда не писал на потребу дня и опять же, необычно ломая устоявшиеся рамки изображения событий времён Великой Отечественной войны, показал предельно обнажённую правду о тех трагических событиях.
При общественном обсуждении романа в библиотеке им. Ленина, о чём сообщала «Литературная газета» в 1990 году, было отмечено: «…Не меньшей удачей «Подъёма» стала публикация романа местного автора В.Шаповалова «Белые берега» (хотя и была попытка некоторых участников «круглого стола» снизить его значимость). Владислав Шаповалов написал свой роман ещё в 1967 году. Намыкался с его публикацией предостаточно. Причина же в том, что автор нетрадиционно рассказал о жизни советских людей, оказавшихся на оккупированной территории в годы войны.На судьбе героя «Белых берегов», — сказал В.Гордеичев, — завязаны многие узлы глубинной народной жизни, и это — главное достоинство романа». Полностью роман вышел только в 2008 году. А самый тиражный сейчас и читаемый журнал «Наш современник», поздравляя Владислава Мефодьевича с юбилеем, отметил, что он — «автор резонансно прозвучавшего романа о Великой Отечественной войне». Об этом произведении очень точно было сказано в своё время: «Роман «Белые берега» более тридцати лет назад взломал стереотипы изображения Великой Отечественной войны, стереотип, от которого не отступил почти ни один писатель, и показал нам войну, какой она была на самом деле, за что автору следует поклониться. И сейчас Владислав Мефодьевич пишет нестандартно, ершисто, подчас резко, но всегда правдиво и откровенно».
Есть у В.М.Шаповалова и совсем необычное для жанра да и для русской литературы повествование «Медвяный звон». Это поэма в прозе. Гимн русской природе, великому и простому русскому человеку-воину, защитнику родного Отечества. За эту повесть автор в 1982 году получил звание лауреата Всероссийской премии Госкомиздата и Союза писателей РСФСР. А рассказ «Руки матери» рассказывает о Наталье Константиновне Травкиной, у которой гитлеровцы расстреляли четырёх детей (грудного на руках матери, пуля прошла через ладонь матери в головку младенца, смешав кровь матери и ребёнка), мы бы отнесли в ряд классических вещей, таких, как «Судьба человека» М.А.Шолохова и «Русский характер» А.Н.Толстого. За пределами изданного не так давно пятитомника сочинений В.М.Шаповалова осталось ещё целое наследие как художественных работ, так и «громадьё» острополемической публицистики. А печатная продукция созданного им Издательского дома Шаповалова имеет чётко выраженную нравственно-патриотическую, художественную направленность в лучших традициях российских издательств.