Никто не забыт, ничто не забыто: Шпильков Григорий Андреевич

Никто не забыт, ничто не забыто: Шпильков, Григорий Андреевич

Шпильков, Григорий Андреевич Родился 25 декабря 1922 года в деревне Бирюковка Большесолдатского района  в крестьянской семье. В 1937 году окончил 7 классов. Работал механиком на Большесолдатской МТС. В мае 1941 года был направлен Большесолдатским РВК Курской области в школу пилотов город Орёл, которую окончил в июне 1942 года. В июне-октябре 1942 года учился в Чебоксарской военной авиационной школе пилотов. С октября 1942 по апрель 1943  года служил в 46-м запасном авиаполку  в городе Алатырь. Боевой путь лётчика-штурмовика начал в апреле 1943 года в 77-м гвардейском авиационном полку, с апреля 1944 года — лётчик 74-го гвардейского штурмового авиационного полка.

За время Великой Отечественной войны гвардии младшим лейтенантом Шпильковым произведено 317 боевых вылетов, в том числе 215 — на самолёте ПО-2, 102 — на Ил-2. На личном боевом счету Шпилькова уничтоженных и повреждённых: 12 танков, 91 автомашина, 11 батарей полевой и зенитной артиллерии, 1 паровоз, 30 вагонов, 16 точек малокалиберной зенитной артиллерии, 5 складов боеприпасов и горючего, 45 повозок, 2 самоходных орудия, 1 прожектор, 1 бензозаправщик, 3 бронетранспортёра; создано 49 очагов пожара и взрывов в местах скопления войск противника. Участвовал в освобождении Донбасса, низовьев Днепра, Крыма, Белоруссии, Литвы, в разгроме Восточно-Прусской группировки войск противника.

Шпильков проявил особенное мужество и героизм в ночь с 19 на 20 августа 1943 года. Ему была поставлена задача разбомбить на станции Чистякове Донбасс железнодорожный эшелон противника с горючим. Шпильков тщательно изучил цель и противовоздушную оборону противника в районе цели. На самолете ПО-2 с высоты 500—600 м сбросил бомбы. Эшелон загорелся. Пожар был виден на расстоянии от цели 10—15 км. При проверке результатов бомбардирования было установлено, что сгорело 7—8 цистерн с горючим.

23 июня 1944 года Шпильков в группе из шести ИЛ-2 атаковал артиллерию на огневой позиции района Лесирщики-Шабаны. Над целью группу атаковали восемь МЕ-109, которые пытались не допустить штурмовиков к цели. Тов. Шпильков метко сбросил бомбы по артбатарее, после чего дерзко вступил в воздушный бой с истребителями противника. Умелыми действиями группа подавила огонь артиллерии, мешавшей    продвижению наших наземных войск, и без потерь возвратилась на аэродром.

 25 июня 1944 года Шпильков в составе группы из семи ИЛ-2 атаковал танки, автомашины и пехоту противника в районе перекрестка шоссейных дорог Орша — Витебск, Смоленск — Борисов. Над целью группа подверглась ожесточенному обстрелу из зенитных орудий и танков противника. Метко сбросив бомбы, Шпильков прямым попаданием бомбы взорвал склад боеприпасов и повредил один танк. Действуя дерзко и решительно, группа разбила мост через реку Оршанка, не дав возможности врагу переправиться на западный берег.

4 июля 1944 года Шпильков в группе из шести ИЛ-2 атаковал скопление автомашин и пехоты противника в районе окруженной группировки врага восточнее Минска. Несмотря на сильный зенитный и ружейно-пулеметный огонь, группа уничтожила 28 и повредила 20 автомашин, уничтожила 300 солдат и офицеров противника и 10 лошадей. Лично Шпильков сжег девять автомашин и огнем из пушек и пулеметов уничтожил до 50 гитлеровцев.

16 октября 1944 года Шпильков в группе из шести ИЛ-2 атаковал артиллерию противника в районе Шукле-Мисвице. Цель прикрывалась большим количеством орудий зенитной артиллерии, но дерзкими и решительными действиями группы был подавлен огонь двух артбатарей, создано три очага пожара и уничтожено 15 гитлеровцев. В этот же день тов. Шпильков в составе шести ИЛ-2 атаковал скопление артиллерии и автомашин противника в районе Руссен-Шпильген. Отбивая атаки вражеских истребителей, группа отлично выполнила задание, при этом сбила МЕ-109, уничтожила пять автомашин, создала пять очагов пожара и взорвала крупный склад боеприпасов.

22 октября 1944 года Шпильков в составе пары ИЛ-2 вылетел на разведку войск противника в районе Гумбинен. Над целью их атаковали четыре МЕ-109. Умело и решительно отбиваясь от вражеских истребителей, пара наших самолетов отлично выполнила боевое задание, сбив один МЕ-109. Наши летчики без потерь возвратились на аэродром.

В дни  боев за Кенигсберг,  в трудных метеоусловиях Григорий Андреевич участвовал  в ликвидации  окружен­ной вражеской группировки, наносил удары пно прижатым к морю войскам противника. Зачастую полеты приходи­лось совершать на высоте 150—200 м., из-под самых обла­ков, когда яростно били зенитки. Мастерство и высокое самообладание помогали ему выполнять боевые задачи.

Шпильков, как и все летчики полка, совершал тогда, как правило, по пять вылетов в день, находился почти семь часов в воздухе. На это уходило много сил и энергии и только вечером, сняв парашют и отстегнув привязные ремни, можно было расслабиться, отдохнуть перед завт­рашним боевым днем, который бывал не менее напряжен­ным — не только для летчиков 74-го гвардейского полка, но и всех авиаторов 3-го Белорусского фронта, — они работали с предельной нагрузкой, и довольно эффективно. «…Во взятии Кенигсберга авиация сыграла исключитель­но большую роль — солдаты были измучены, прижаты к земле, загнаны в блиндажи»,— заявил взятый в плен комендант города и крепости генерал О. Ляш. В таком признании — тоже оценка вклада фронтовых авиаторов в разгром врага в Восточной Пруссии.

За активное участие в боях по овладению крепостью и городом Кёнигсберг и за изгнание немцев с Земландского полуострова в апреле 1945 года награждён орденом Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии младшему лейтенанту Шпилькову Григорию Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

  • Медаль «Золотая Звезда» (29.06.1945)
  • орден Ленина (29.06.1945);
  • два ордена Красного Знамени (9.07.1944 29.04.1945);
  • два ордена Отечественной войны I степени (02.04.1945; 11.03.1985;
  • орден Отечественной войны II степени (07.10.1943)
  • орден Славы III степени (02.11.1944)
  • медали.

В 1946 году старший лейтенант Шпильков был уволен в запас. До 1966 года работал в гражданской авиации, затем в ДОСААФ. Жил в Курске. В городе Курске по ул. Серегина 13, где жил Шпильков, установлена памятная доска.

Поделиться ссылкой:

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля
Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.